Спортивная школа №5

Мой опыт работы с компьютерами

добавлено 19 Май 2015

Конспект лекции заслуженного тренера СССР Александра Никитина, прочитанной на тренерском семинаре в Лоо во время первенства России .

Информация с сайта РШФ (www.ruchess.ru).

Уважаемые коллеги, мне бы хотелось поговорить с вами о проблеме, которая сейчас волнует всех шахматистов — как профессионалов, так и любителей, мечтающих совершенствоваться в шахматной игре. Компьютеры, появившись в шахматном мире где-то лет 30 назад, обрадовали нас возможностью наконец-то избавиться от примитивных способов хранения шахматной информации, когда при поездке на каждый турнир значительную часть багажа составляли тетради, шахматные журналы и всевозможные справочники. Многие стали надеяться на скорое использование их как спарринг-партнеров. Различные строились планы, но действительность превзошла все ожидания.

О прежних габаритах компьютеров сейчас напоминают лишь системные блоки, стоящие почти у каждого шахматиста, более-менее серьезно относящегося к занятиям шахматами. Все мы сейчас берем на турниры маленькие ноутбуки и почти невесомые планшеты, где собрана вся необходимая шахматная информация. Мы, конечно, радуемся появлению наших молчаливых и старательных силиконовых помощников, но многих шахматных профессионалов волнует непрерывный рост уровня силы аналитических компьютерных программ, когда становится порой непонятно, кто главный в диалогах между компьютером и человеком.

Проблемы извлечения необходимой шахматной информации из бездонного хранилища компьютерной памяти становятся не столь уж важными на фоне проблем возможностей человеческого мозга хранить и переваривать информацию, перенесенную в него из этого хранилища. Но и это не всё – появились и стали важными проблемы влияния работы с компьютерами, не только шахматными, на характер мышления человека (например, фрагментарное или клиповое мышление), серьезно заинтересовавшие медиков, причем не только психологов.

Мы говорим о необходимости увеличивать популярность шахматной игры, внедрять обучение шахматам в общеобразовательных школах с целью воспитания мыслительных способностей детей и ликвидации угрозы «быдлизации» подрастающих поколений. А как в этом плане не испортить здоровье детей, которые и так увлечены нешахматной игрой типа «тыр-пыр» на разных гаджетах? Словом, взрослея, компьютеры вторгаются в мир шахмат и приносят все новые и новые проблемы, требующие осмысления и решения .

В этой лекции я коснусь упомянутых проблем, но только слегка, поскольку есть другие конкретные проблемы, которые значимы для тренеров, преподавателей шахмат и родителей именно сейчас.

Итак, прежде всего, компьютер с его постоянно улучшающимися аналитическими и игровыми программами – не враг вам, а верный помощник, если им умело пользоваться.

Приобретая компьютер, вы не должны надеяться на автоматическое увеличение своей практической шахматной силы. Если у ребенка слабое позиционное понимание (которое можно усилить только изучением книжных шахматных премудростей), то неважно, как быстро и насколько глубоко считает ваш компьютер. Некоторые любящие родители покупают своему чаду быстро считающий и дорогостоящий компьютер, ставят в него сверхмощную и тоже дорогущую аналитическую программу и удивляются отсутствию результата от такой покупки. Удивляться здесь нечему. Если проводить аналогию с жизнью, то это всё равно что изучать в 5-6 классах школы роман «Евгений Онегин».

Я считаю, что каждому шахматному возрасту должен соответствовать компьютер определенной «крутизны». До уровня кмс включительно вполне подходит комп с одно-двухъядерным процессором, тактовой частотой порядка 1,8 ГГц и оперативной памятью порядка 2,0 Гб. То, что он достигнет глубины проникновения в позицию, допустим, в 24 полухода на 10 минут позже навороченного, быстро считающего компьютера, не имеет никакого значения. Почему?

Во-первых, я верю в старое, услышанное мною еще от гроссмейстеров старого поколения Бориса Спасского, Леонида Штейна, Тиграна Петросяна житейское шахматное правило: «Всякий вариант длиннее 5-6 ходов содержит ошибку». Великий Хосе Рауль Капабланка вообще говорил, что считает максимум на 3 хода, но они всегда хорошие.

При расчете у компьютера ошибок (в человеческом понимании) быть не должно – за это мы его очень уважаем при анализе своих вариантов. Ведь каждый полуход он выбирает по максимальному числовому значению одного из трех ходов-конкурентов (при расчете он обычно сравнивает три лучшие линии из множества им просматриваемых). Это числовое значение находится каждый раз как сумма числовых оценок параметров позиции на этом ходе – материальное соотношение, активность каждой фигуры, состояние пешечной структуры и т.п. Такой расчет для человеку абсолютно неподъемен, хотя бы из-за фактора времени. Дальше производится расчет следующего полухода и таким же образом выявляется «сильнейший» полуход. Объяснять дальше, как говорится, «на пальцах» нет смысла.

Скажу только, что итоговая цепочка, допустим, из 12 компьютерных полуходов, вычисляемых средним компом за пару минут, мало отличается от человеческой, составленной достаточно сильным шахматистом при высокой концентрации внимания во время расчета каждого хода (с проверкой компьютером на предмет ликвидации грубых просчетов). Однако времени на такую работу у человека уходит, конечно, значительно больше. Но тут встает проблема выбора и запоминания какой-то из двух цепочек ходов. В компьютерной цепочке нет никакой логической связи между ходами (они же выбраны своеобразным голосованием), и запомнить всего на несколько часов такую даже более короткую цепочку-абракадабру несравнимо труднее, чем человеческую, где все ходы рождены вашим шахматным умением (если оно у вас есть) и связаны вашей логикой мышления. И часто при конечной оценке позиции после компьютерного расчета десяти полуходов «+0.56» вы предпочтете ваш расчет с оценкой «+0.45» только потому, что получившаяся у вас позиция вам больше нравится и вы понимаете логику ее расчета.

Ни в коем случае не допускайте ведущей роли компьютера при расчете! Получив какую-то позицию, прежде всего, постарайтесь оценить ее сами, не обращая внимания на числовую оценку программы. Наметьте свой выбор хода и лишь тогда посмотрите на выбор компьютера и на его числовую оценку позиции. Если они сильно разнятся, внимательно проверьте свой вариант еще раз с помощью компьютера и лишь потом сделайте свой выбор хода.

Гарри Каспаров: «Компьютеры считают явно лучше и быстрее нас. Они лишены хронического недостатка человека – ошибок в расчете. Игрок может во время соревнования устать, отвлечься, занервничать и, не заметив какого-то скрытого нюанса, допустить серьезный промах. И еще – даже в хорошо игранной партии, добившись явного перевеса, человек нередко начинает делать мелкие, малозаметные помарки и упускает весь перевес. От компа такого не дождешься – он «играет» чисто и стабильно, используя каждый шанс».

Давид Бронштейн: «Играя партию с компьютером, надо всё время помнить, что он с вами не играет! Он всего лишь с огромной скоростью просматривает все возможные варианты, выбирая из них самый оптимальный, по его оценке, который находит свое выражение лишь в одном ближайшем ходе. Вот тут-то таится компьютерный обман. Решив, что этот первый компьютерный ход является прелюдией к приводимому им далее варианту, вы начинаете видеть то, чего на самом деле нет, поскольку чаще всего этот ход логически совсем не связан с последующими ходами компьютерного варианта».

Виктор Корчной очень часто возмущался, что компьютер может долго вести за собой, а потом вдруг менять на полдороге оценку, заставляя тем самым вернуться и начать расчет снова.

Джон Нанн: «Компы очень сильны в тактическом анализе, но гораздо слабее в анализе спокойных позиций, не имеющих заметных дефектов одной из сторон и, следовательно, вектора дальнейших действий. Здесь они начинают делать пустые ходы, не меняющие числовую оценку. Проблема выгодности размена той или иной фигуры – одно из самых слабых мест компьютерных программ. Между тем, никто не оспорил мнение Михаила Ботвинника о том, что шахматы это — игра в размены».

Очень полезны компьютеры на первой фазе разбора любой сыгранной партии. Просматривая, не торопясь, полуход за полуходом всю партию, я не обращаю внимания на величину цифровой оценки позиции после каждого полухода, а лишь смотрю за тенденцией ее изменения. При резком скачке оценки (например, от “+/-” к “=”) замечаю эти моменты и уделяю им особое внимание при подробном анализе.

Компьютер – не пианино, поэтому старайтесь не работать с ним в темпе блица — велика вероятность, что он не успеет точно просчитать варианты, и его ответ будет неверен. Дайте ему время на расчет. В некоторых сложных или критических позициях оно может доходить до пяти минут на каждый ответственный ход. Примерно за полчаса такой работы можно получить первоначальное представление о событиях, произошедших в партии, и о ее ценности, которое останется в памяти компьютера и может принести пользу, даже если не хватит времени (или желания) на подробный анализ.

Кстати, о нехватке времени… Даже быстрые разборы партий очень полезны, особенно если партия, своя или чужая, заинтересовала вас. Интерес — это уже прогресс. Кроме того, даже в выбранных партиях чаще всего разбираются только отдельные ее фрагменты, как то: новые дебютные идеи, критические моменты в середине партии, интересные окончания и т.п., то есть то, что может пригодиться вам в других, будущих партиях. И еще напоследок: желание играть в шахматы лучше требует затрат времени на совершенствование своего понимания игры. Если же вы каждый раз будете делать одно и то же (тут имеются в виду ошибки), не удивляйтесь, что всегда будет получаться одно и то же. Вам это надо?

А для улучшения позиционного понимания и комбинационного зрения, умения атаковать и защищаться у вас есть неоценимые помощники – хорошие шахматные книги, написанные либо гроссмейстерами, умеющими передавать свой опыт и знания, либо опытными шахматными тренерами или методистами. Шахматные звезды моего поколении, поколения Гарри Кимовича Каспарова выросли, изучая опыт предыдущих поколений, собранный в нескольких десятках превосходных книг, обдумывая прочитанное. Сейчас молодым Мегабаза заменяет эти книги и даже прежние «Информаторы». Времени не хватает на изучение дебютных систем и на запоминание длинных вариантов.

Молодая память пока охотно принимает в свои хранилища все новые и новые тюки с разнообразной шахматной информацией, где ценные вещи соседствуют с откровенным хламом. Мозг начинает кричать о невозможности разобраться со всем этим добром. Начинаются проблемы с вытаскиванием нужной информации из памяти. Работать с компьютером становится всё сложнее даже шахматным профи. Но у них уже нет выбора.

А молодым шахматистам, ищущим своё место в шахматном королевстве, я категорически советую постигать шахматную премудрость чтением хороших шахматных книг. Сколько этих «хороших» книг в океане книжной продукции, увеличивающейся по мере падения интереса к их чтению? Как читать эти книги с наибольшей пользой? Об этом поговорим в следующий раз.

 

Рубрика: Новости